Как киберспорт стал глобальным явлением: от «диванных» игроков до профессиональных спортсменов

Киберспорт — это поистине захватывающий мир, который стремительно набирает популярность во всем мире. Начиная с самых первых видеоигр, игроки всегда соревновались друг с другом, чтобы определить, кто обладает лучшими игровыми навыками. Но лишь в 21 веке соревновательные занятия спортом с компьютером, или киберспорт, превратились в многомиллиардную индустрию, привлекающую миллионы зрителей и делающую десятки молодых профессиональных геймеров очень богатыми.

За последние два десятилетия киберспорт вырос в глобальный феномен. В этом году соревновательные занятия спортом с компьютером достигли новой вехи на мировой арене — впервые пройдет Олимпийская неделя киберспорта с 22 по 25 июня в Сингапуре в рамках Олимпийской серии киберспорта 2023, организованной Международным олимпийским комитетом (МОК). Самые талантливые игроки мира будут соревноваться в десяти различных виртуальных видах спорта, включая стрельбу из лука («Tic Tac Bow»), танцы («Just Dance»), автоспорт («Gran Turismo»), стрельбу («Fortnite — Creator Mode») и теннис («Tennis Clash»).

Но как видеоигра может стать олимпийским видом спорта? И кто платит все эти деньги, чтобы спонсировать людей, которых когда-то общество считало «диванными» игроками?

Если вы новичок в мире киберспорта, мы собрали простое, но всестороннее руководство, чтобы помочь вам освоиться перед началом игр.

Что такое киберспорт?

Киберспорт — это сокращение от «электронный спорт». Этот термин был придуман в 2000 году министром культуры, спорта и туризма Южной Кореи на церемонии основания Корейской ассоциации киберспорта (KeSPA).

Южная Корея широко признана колыбелью соревновательных занятий спортом с компьютером благодаря своему высокоскоростному широкополосному подключению к Интернету и государственным инициативам по продвижению игровой культуры в начале 2000-х годов.

PC Банги, или игровые кафе, стали неотъемлемой частью для технически подкованной молодежи Кореи, которая платила почасовую плату, чтобы играть в самые популярные видеоигры друг против друга в одном помещении.

Сегодня киберспорт — это глобальное явление, с игроками со всех континентов и соревнованиями, проходящими по всему миру. Этот термин стал охватывать все игры на соревновательном и профессиональном уровне с вовлеченной аудиторией, подобно традиционным видам спорта.

Какие видеоигры считаются киберспортом?

Теоретически любая видеоигра может стать киберспортом, если в ней можно соревноваться и получать призы, а также есть аудитория, готовая ее смотреть.

Некоторые из более маловероятных киберспортов, которые обрели популярность, включают игру под названием Farming Simulator (что точно соответствует ее названию) и Turbo Racing League, бесплатную игру для мобильных телефонов, в которой вы гоняете улиток.

Но самые популярные киберспорты относятся к нескольким категориям: многопользовательские онлайн-битвы (MOBA), включая League of Legends и Dota 2; шутеры, такие как Call of Duty, Fortnite, Counter-Strike: Global Offensive (CS:GO) и Valorant; файтинги, такие как Super Smash Bros и Street Fighter; и стратегические игры, такие как StarCraft и Warcraft.

Игры, которые действительно набирают популярность, как правило, продвигаются их разработчиками и владельцами, которые организуют соревнования и турниры, чтобы запустить маховик киберспорта.

В отличие от традиционных видов спорта, всегда есть риск того, что игра будет прекращена, что положит конец соревнованиям. Именно это сейчас происходит с CS:GO, которую заменяет Counter-Strike 2.

Что привлекает в киберспорте?

По оценкам, в мире насчитывается более 215 миллионов любителей киберспорта. Крупные соревнования регулярно собирают стадионы с тысячами болельщиков, которые приходят, чтобы наблюдать за разворачивающимся на больших экранах игровым процессом в реальном времени.

Атмосфера на этих мероприятиях очень похожа на традиционные виды спорта — болельщики одеваются (иногда в сложные косплеи), стоят в очереди, чтобы получить автографы любимых игроков, эмоционально реагируют, когда их команды побеждают.

«Это очень эмоционально, потому что вместо того, чтобы видеть их за экраном, увидеть их в реальной жизни хотя бы один раз — это согревает душу, это удовольствие», — сказал Саша, фанат французской киберспортивной команды Vitality, который присутствовал на турнире CS:GO Majors в Париже в этом месяце (последнем перед его заменой на Counter-Strike 2).

«Это вызывает во мне чувства, это полно эмоций, это неописуемо».

Толпа бурно приветствовала, когда команда-хозяйка Vitality впервые завоевала главный приз в финале, став второй французской командой, победившей на Мейджоре, аналоге теннисного Большого шлема для игроков в эту игру.

Занятия спортом с компьютером, или киберспорт, стали глобальным явлением, привлекающим миллионы зрителей и превратившимся в многомиллиардную индустрию. От первых любительских соревнований до профессиональных турниров с огромными призовыми фондами, киберспорт прошел долгий путь. Его популярность и признание растут с каждым годом, и даже Олимпийский комитет включил его в свою программу. Занятия спортом с компьютером — это уже не просто хобби, а настоящая спортивная дисциплина, требующая огромного мастерства и упорства. Несомненно, киберспорт продолжит свое стремительное развитие, открывая новые горизонты для игроков и болельщиков по всему миру.